Поиск

2-ой неделю Росстат рапортует о том, что ценники на АЗС застыли на месте. И хоть по традиции последних лет удорожание топлива все же опережает общую инфляцию, ожидать внезапных скачков цен водителям не стоит. Пока ничего не предрекает бензиновых кризисов, аналогичных происходившим в 2011 году. Интереснее в этом смысле неприметные для обывателей движения, проистекающие на высших звеньях цепочки поставок нефтепродуктов, и ситуация на локальных рынках.
Согласно информации Росстата, на 1 апреля средняя стоимость бензина на АЗС в России составила 29,52 рубля за литр. Вот уже две недели она остается без перемен. На месте стоят ценники на особо популярные Аи-92 и Аи-95, а дизтопливо и вовсе подешевело за две недели на 7 копеек.
С начала года бензин добавил в цене чуть больше 2% (60 копеек за литр). Может показаться на первый взгляд, что это сравнительно немного, но рост цены автотоплива по-прежнему выше официальной потребительской инфляции. Что абсолютно соответствует тенденции последних нескольких лет.
Направленность эта возникла в 2011 году, когда в России грянул серьезный топливный кризис. Тогда бурный рост нефтяных цен после мирового экономического кризиса совпал с попыткой первых лиц государства в ручном режиме в преддверии выборов приостановить рост цен на АЗС. Весной 2011 года вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК, исполняют весь цикл изготовления нефтепродуктов — от добычи нефти до продажи топлива на АЗС) было велено «заморозить» расценки на заправках. Что и было выполнено. Чтобы восполнить потери на внутреннем рынке, переработчики нефти заметно приумножили экспорт нефтепродуктов за рубеж, где их цена резко возросла в связи с удорожанием нефти. И приподняли цены в оптовом звене. В итоге этого цены у самостоятельных сетей АЗС тогда взмыли, а на заправках ВИНК образовался дефицит. Острее всего на себе кризис тогда ощутили жители Алтайского края.
В то же время правительство решило значительно поднять акцизы на нефтепродукты. Дополнительные налоги потребовались для наполнения созданных дорожных фондов. Если в 2010 году производители с тонны бензина в среднем отчисляли стране 3100 рублей (владельцы автомобилей, таким образом, платили примерно 2 руб. с литра), то в 2011-м эта цифра подросла до 4200 рублей за тонну.
С тех пор государство научилось прослеживать и контролировать хитроумные маневры ВИНК, и масштабных кризисов в период традиционного весеннего повышения спроса на топливо получается миновать.
Не ожидается ничего схожего и в нынешнем году. В отличие от роста акцизов, который стал в последние несколько лет устойчиво высоким.
В начале 2013 года акцизы в среднем выросли до 7200 рублей за тонну топлива (около 8 рублей в литре Аи-95). А с 1 июля повысятся сборы с бензинов высокого качества (Евро-4 и Евро-5) и среднее значение акциза составит около 7345 руб. за тонну. Рост акцизных ставок прописан в Налоговом кодексе до 2015 года. Намечается, что к этому периоду с каждой проданной тонны нефтепродуктов государству будет предаваться в среднем 9200 рублей. На этом скорее всего правительство не успокоится. Поэтому, вместе с ростом акцизных ставок будут расти и бензиновые расценки. В последние два года именно рост акцизов гарантирует как минимум половину удорожания 1 л топлива на АЗС. Напомним, налоги (НДПИ, НДС, налог на прибыли и акцизы) составляют свыше половины в структуре стоимости литра топлива. Остальные 50% — инфляционный довесок (подорожание транспортировки топлива, зарплаты, аренды земли, материала и проч.).
Таким образом, если учитывать все эти составляющие, топливо в Москве к концу года подорожает приблизительно на 8—10% (в регионах — плюс-минус 50 копеек за литр). Дизтопливо, перегнавшее по стоимости Аи-95 в конце 2012 года, будет стоить к концу 2013-го около 35 руб. за литр. Аи-95 подрастет примерно до 34 руб. за литр. А Аи-92 — до 31,5 руб. Приблизительно такие оценки высказывают большая часть опрошенных экспертов «ЭВ» — от ФАС и Минэнерго до независимых специалистов. Прогнозы, очевидно, актуальны при устойчивых ценах на мировом топливном рынке.
Покуда за бочонок барреля дают в районе $110. Сказываются и действия стран ОПЕК, заинтересованных в больших прибылях, и возрастающий спрос со стороны основной массы мировых потребителей нефти.
Другое дело — процессы на локальных рынках и в невидимых для рядовых покупателей звеньях изготовления горючего. Так, с января по март этого года на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПБ МТСБ, главная площадка для торговли нефтепродуктами в Рф) поступило приблизительно 100 тыс. тонн нефтепродуктов из Белоруссии. Для справки, это приблизительно десятая часть годового отечественного потребления. Предложение Белоруссии если не понизило цены на АЗС, не отличающиеся эластичностью, то как минимум временно остановило их рост. Цены на дизель, к примеру, скинул Московский нефтеперерабатывающий завод, что абсолютно не характерно для начала весны — периода перед повышением спроса.
Скорее всего эти течения и обусловили двухнедельную заминку в росте цен, отмечаемую Росстатом. Правда, белорусский бензин продается далеко не на всех российских АЗС.
Некоторые аналитики считают, что вступление России в ВТО и старт эффективного функционирования Таможенного союза может в самое ближайшее время превозмочь тенденцию, при которой бензиновые цены растут выше инфляции.
Виктор Костюков, аналитик компании «Алгоритм»:
— Таких глобальных событий, как в 2011 году, не произойдет. Топливных кризисов не предвидится. Они обычно наступали в апреле-мае с нарастанием клиентского спроса. В этом году Белоруссия эффективно и много поставляет. С января по март через биржу прошло 100 тыс. тонн нефтепродуктов. Вдобавок эта надбавка обеспокоила даже ВИНКи.
Цены на топливо будут расти в границах инфляции — 6–7% (плюс 5% накинет поднятие акцизов).

seoLinks